Elektro-Help.ru

Правовая помощь в подключении к электросетям

Район электрических сетей (РЭС). Правовой статус, функции и организация деятельности.

Приступая к этой публикации, автор, видимо, должен объяснить значимость вопроса и необходимость его раскрытия. Объективная актуальность темы, поднимаемой читателями сайта, обусловлена трудностями понимания истинного правового статуса районов электрических сетей, их действительных полномочий и выполняемых функций. Если кратко охарактеризовать проблему, то можно сказать, что это всё последствия происходящего реформирования электроэнергетики, изменения целей и организации деятельности электросетевых организаций, возникших в результате этого реформирования. Районы же электрических сетей, существовавшие и ранее, но являющиеся структурными подразделениями возникших электросетевых компаний, претерпевают все болезненные процессы реформирования. В первую очередь болезненность процесса вызвана сокращением правомочий районов электрических сетей, сочетающимся с асимметричным возрастанием объема производственных и правовых вопросов и ответственности за состояние электроснабжения потребителей.

Испытываемые же районами электрических сетей трудности, так или иначе, перекладываются на потребителей и вызывают порой их замешательство при решении, казалось бы, элементарных вопросов. Помочь в их решении или хотя бы как-то способствовать этому, и предназначен этот материал.

Район электрических сетей (далее будем именовать его РЭС для удобства чтения), являющийся структурным подразделением любой электросетевой компании, выполняет ее основные функции на закрепленной за ним территории по эксплуатации, капитальному и текущему ремонту электрических сетей, находящихся на этой территории (описание технических характеристик сетей автор оставляет преднамеренно, чтобы не перегружать внимание читателей). Соответственно РЭС несет и всю полноту ответственности за их техническое состояние и качество электроснабжения потребителей, подключенных к этим сетям. Помимо этого РЭС осуществляют на основании заключенных электросетевыми компаниями договоров техническое обслуживание электросетевых объектов посторонних потребителей. Как таковой специальной правовой регламентации деятельности именно районов электрических сетей в действующем законодательстве нет, по причине незначительного правового статуса (правильнее сказать его отсутствия) в структуре электросетевых компаний. Действуют РЭС на основе утверждаемых электросетевыми компаниями положений об этих структурных подразделениях. Руководители РЭС (начальники, главные инженеры) действуют преимущественно на основании выдаваемых им доверенностей.

Прежде всего, следует, наверное, начать с необходимости правильного понимания наименования этого самого низового структурного подразделения любой электросетевой компании. Правда, еще ниже в организационной иерархии электросетевых компаний есть так называемые сетевые (мастерские) участки, но они большей частью находятся в сельской местности (да и опять же эти участки в составе самих РЭС).

Главная терминологическая особенность в наименовании этой группы производственных единиц электросетевых компаний – только кажущаяся связь с административно-территориальным делением. В действительности район – это специфический электротехнический термин, производственного назначения для идентификации внутрипроизводственного структурного подразделения электросетевой компании, аналогичного по уровню и статусу какому-нибудь цеху в производственном предприятии.

Принимать его в чистом виде как структуру, отвечающую за электроснабжение только того административно-территориального образования, чье наименование носит РЭС, неправильно. В действительности этот РЭС может также осуществлять электроснабжение и в других, соседних граничащих административно-территориальных образованиях. Это обусловлено как конкретными особенностями организационного построения электросетевых компаний, так и технологическими особенностями работы электрических сетей. В зависимости от эксплуатируемых объектов электросетевого хозяйства районы электрических сетей (к примеру, так называемые высоковольтные районы) могут обслуживать территории целых городов, состоящих из нескольких районов. Эти особенности хорошо проявляются в сельской местности, в областных центрах и особенно в городах-миллионниках. В последних, районы электрических сетей все же действуют, как правило, в пределах своих административных образований. Следует отметить, что все описанные принципы организации деятельности районов электрических сетей в большей мере присущи электросетевым компаниям, входящим в систему переименованного сейчас Холдинга МРСК (межрегиональных распределительных электросетевых компаний). К настоящему времени он (Холдинг) переименован и носит наименование ОАО «Российские сети». Надо полагать, что переименование не внесет никаких особых изменений в функционирование районов электрических сетей и для рядовых потребителей останется незамеченным (поэтому о деталях переименования здесь распространяться не имеет смысла).

Не должно повлечь переименование и изменений правового статуса этих структурных подразделений. Как самые низшие в иерархии, эти РЭС не имеют прав даже филиала юридического лица и действуют, как было указано выше, на основании положений о районах электрических сетей. Естественно, что из-за этого полномочия районов и их руководителей незначительны. Большую часть вопросов деятельности электросетевых компаний районы электрических сетей решать не уполномочены и обязаны их перенаправлять, соблюдая субординацию, в свои вышестоящие управленческие структуры.

Важность правильного понимания наименований районов электрических сетей заключается еще и в том, что ни в коем случае нельзя их (районы) путать с другой категорией электросетевых организаций, не входящих в систему прежнего Холдинга МРСК. Наименования этой довольно многочисленной группы электросетевых организаций (подробнее о них можно прочитать здесь) совпадают с наименованиями административно-территориальных образований. Но они (организации) в отличие от районов электрических сетей являются юридическими лицами (при этом могут иметь и имеют в своих структурах собственные РЭС). Поэтому каждый вступающий в отношения с организациями, в наименование которых входит «… районные (межрайонные) электрические сети», должен, прежде всего, обратить внимание на их организационно-правовую форму. Если вместе с этим наименованием указано ОАО, ООО, ГУП, или МУП, то это значит, что данная организация является самостоятельным юридическим лицом, а не тем самым обсуждаемым здесь районом электрических сетей.

Умение правильно понимать эти важные детали не даст потерять время на разрешение множества вопросов. Главный же из них – это то, что район электрических сетей, не являющийся юридическим лицом, не уполномочен решать вопросы имущественного характера и не может принимать «на свой баланс» никакие электросетевые объекты. Поскольку своего баланса у района электрических сетей нет и быть не может (ввиду отсутствия статуса юридического лица) руководство района невправе принимать никаких решений и обязано только переадресовывать поступающие предложения о приобретении посторонних электросетевых объектов своему вышестоящему руководству. Конечно, оно должно будет представлять ему свои мнения о целесообразности их (объектов) приобретения.

Поэтому всем кто вынужден решать вопросы отчуждения своих электросетевых объектов в пользу электросетевых компаний следует направлять свои предложения с целью экономии времени сразу руководству электросетевой компании, минуя район электрических сетей.

Следует напомнить, что все вышеизложенное справедливо для РЭС, находящихся в системе переименованного ныне Холдинга МРСК. В других электросетевых компаниях районы электрических сетей могут (теоретически) иметь хотя бы статус филиала юридического лица. Правда, в практике работы автора этого материала таких случаев еще не встречалось (что совсем не означает, что этого не может быть).

Конечно же, не все без исключения вопросы должны решать только вышестоящие над РЭС управленческие подразделения электросетевых компаний. В частности, вопросы – претензии к качеству электроснабжения следует направлять непосредственно в районы электрических сетей. Для этого в РЭС созданы круглосуточно работающие диспетчерские службы, специально предназначенные для приема претензий потребителей по телефону для принятия оперативных мер реагирования. Поэтому при всех инцидентах (внезапных отключениях электроэнергии, перепадах напряжения, сгорания электробытовой техники и т.п.) следует немедленно извещать устно эти диспетчерские службы.

В последующем, когда в результате инцидентов произошло повреждение имущества потребителей или иное причинение убытков (это большей частью уже относится к потребителям – юридическим лицам) обращаться следует уже в вышестоящие над РЭС управляющие подразделения, то есть к руководству юридического лица (о процедурных вопросах подачи претензий можно прочитать здесь). При этом необходимо еще учитывать существующую специфику разрешения таких вопросов, обусловленную отсутствием непосредственных договорных отношений потребителей с электросетевой компанией, РЭС которой, вероятно, виновен в причинении ущерба. О данной специфике более конкретно будет рассказано в другом материале.

Помимо перечисленных выше претензионных вопросов, которые могут возникнуть к районам электрических сетей, входят вопросы эксплуатации электросетевых объектов (нарушения охранных зон электросетевых объектов, неудовлетворительное состояние этих объектов, их вынос и т.п.), а также вопросы о нарушениях Правил технологического присоединения объектов заявителей к электрическим сетям.

И в этих случаях надлежит направлять претензии в вышестоящие управленческие подразделения электросетевых компаний, так как имеется определенная вероятность (не очень значительная, правда) принятия положительного решения по претензии. В случаях отказа в удовлетворении претензий порядок действий не является настолько однообразным. И о нем автор расскажет позднее в следующей публикации.

Перейти на Главную страницу сайта

Ознакомиться с содержанием сайта (все темы и статьи)

Наверх страницы

Похожие записи

  • «Что и зачем нужно знать об электросетевых компаниях, обращаясь за подключением к электрическим сетям… и не только за подключением…»
  • Могут ли электросетевые компании наносить ущерб государственному бюджету?
  • Как и чем ответить заявителям на предстоящее ужесточение их ответственности за просрочку исполнения договоров технологического присоединения.
  • Электро-технико-правовые особенности негаторных исков
  • Как ещё потребителю можно будет наказать электросетевую компанию.
  • Что планируется изменить в законодательстве, чтобы сократить сроки технологического присоединения к электрическим сетям?
  • Как следует направлять претензии и жалобы электросетевым компаниям.
  • Налоговая служба вновь напоминает о бремени содержания электросетевых объектов. Но не гражданам, а организациям.
  • Можно ли из-за охранной зоны угодить на зону … в колонию?
  • О бремени содержания электросетевых объектов. Теперь напоминает и разъясняет налоговая служба.