Технологическое присоединение: гарантированная правовая помощь

Правовая помощь в подключении к электросетям / elektro-help.ru

Как и чем ответить заявителям на предстоящее ужесточение их ответственности за просрочку исполнения договоров технологического присоединения.


Сегодня прошёл ровно один месяц, как завершилось общественное обсуждение проекта постановления Правительства РФ, которым вносятся (и, вероятно, будут внесены) очередные изменения в Правила технологического присоединения к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861). Главное их (изменений) содержание – ужесточение ответственности, прежде всего, заявителей (хотя декларируется обоюдная ответственность) за просрочку исполнения договора технологического присоединения. Предполагаемый срок принятия указанного постановления и его вступления в силу – сентябрь 2015 года (как это следует из сводного отчёта, размещённого на портале проектов нормативных актов).

Не углубляясь в детали изменений (ведь это всё же ещё только их проект), необходимо, по-моему, только отметить, что электросетевые компании предполагают начать взыскивать с заявителей, просрочивших договоры технологического присоединения, почти все свои затраты при исполнении договоров. Для бытовых заявителей (которых можно справедливо признать сейчас пострадавшими более всех) будет, к примеру, достаточно уже таких затрат, как затраты на: 1) разработку проектной документации, согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями; 2) строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств, в том числе расходы, связанные с оформлением земельных участков для строительства и эксплуатации соответствующих объектов электросетевого хозяйства. Другие затраты можно даже не указывать, так как хватит и перечисленного, чтобы в случае их взыскания надолго «опустить в долговую яму» бытовых заявителей (по крайней мере, их большую часть).

Единственное, что напрашивается в складывающейся ситуации, это необходимость принятия заявителями (опять же бытовыми, прежде всего) опережающих контрмер против предстоящего ужесточения ответственности. Опережающими они должны быть в силу общеизвестной склонности электросетевых компаний к злоупотреблениям. Несомненно, что с вступлением изменений Правил технологического присоединения в силу они (компании) начнут компанию прессинга заявителей, их обвинения в просрочке исполнения договорных обязательств. Причём нельзя отрицать и вероятность того, что в силу своей недобросовестности компании будут привлекать к ответственности и тех заявителей, чья просрочка исполнения договоров произошла по вине самих электросетевых компаний. Увы, но в практике их деятельности такие случаи есть.

Опередить же электросетевые компании заявителям нужно уже сейчас. Их контрмерами являются ещё более тщательные (до самой мелочной скрупулёзности) изучение и анализ проектов договоров и технических условий, которые теперь начнут выдавать электросетевые компании. С особым тщанием следует отыскивать в этих проектах все те обязанности и мероприятия, противоречащие Правилам технологического присоединения, и которые не могут быть возложены на заявителей. Ведь именно эти неправомерно навязанные обязанности и мероприятия чаще всего являются основными (если не единственными) причинами просрочки исполнения заявителями договоров технологического присоединения.

К числу наиболее распространённых, навязываемых бытовым заявителям в нарушение Правил технологического присоединения обязанностей и технических мероприятий относятся, прежде всего, неправомерные требования к подлежащим установке приборам учёта электроэнергии. В частности, электросетевые компании требуют устанавливать их с дополнительными устройствами контроля и ограничения максимальной электрической мощности, а также ещё и устанавливать приборы за пределами земельных участков заявителей.

Вместе с тем, включая в технические условия вышеуказанные неправомерные обременения, электросетевые компании игнорируют ряд требований, предусмотренных Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442, далее – Основные положения).

Так, согласно пункту 144 Основных положений установка приборов учета электроэнергии предусматривается исключительно только на границах балансовой принадлежности электрических сетей. Следовательно, заявители не обязаны и не могут устанавливать свои приборы учёта вне границ своих земельных участков.

Согласно же пунктам 147, 148 Основных положений. электросетевые компании вправе согласовывать заявителям только лишь: 1) места установок приборов учёта (то есть, на границе балансовой принадлежности); 2) схемы подключения прибора учёта и иных измерительных комплексов и систем учёта; 3) метрологические (класс точности) характеристики приборов учёта. Таким образом, навязывать заявителям дополнительную установку каких-либо ещё устройств контроля и ограничения электрической мощности электросетевые компании не имеют права.

Ещё одним, столь же излюбленным неправомерным обременением технических условий, которым также злоупотребляют электросетевые компании, является возложение на бытовых заявителей обязанностей разработки проектной документации схем электроснабжения. Бездумно навязывая проектирование, электросетевые компании не учитывают, что подавляющее большинство бытовых заявителей осуществляет строительство малоэтажного индивидуального жилья, имеющего, как правило, не более двух этажей. Но компании игнорируют данное обстоятельство и в нарушение пункта 3 статьи 48 Градостроительного Кодекса РФ и подпункта «в» пункта 18 Правил технологического присоединения навязывают проектирование схем электроснабжения. Согласно же пункту 3 статьи 48 Градостроительного Кодекса РФ лица, ведущие строительство индивидуальных жилых домов с количеством этажей не более трех, освобождаются от подготовки и представления в электросетевые компании проектной документации (в состав которой входит также и проект электроснабжения).

Перечислить здесь все неправомерные обременения, которыми электросетевые компании стремятся нагрузить договоры и технические условия, немыслимо. Таких нарушений слишком много. Уж очень «богатая» фантазия у компаний в их злоупотреблениях. И если заявители не обратят внимание на неправомерные обременения и согласятся с ними, то этой ничем не оправданной безмятежностью создадут себе серьёзную угрозу и риск просрочки исполнения своих неправомерно обременённых договорных обязательств.

Именно поэтому заявителям следует лучше «попотеть» на старте, но всё же настоять на своём, чтобы затем не оказаться в роли «мальчика для битья». Необходимо, получив от электросетевой компании проекты договоров и технических условий, чрезвычайно скрупулёзно их исследовать, сверить содержание с Правилами технологического присоединения. При самом незначительном отступлении проектов документов от Правил требовать обязательного устранения нарушений. Только соблюдая такой порядок (он предусмотрен статьёй 15 Правил технологического присоединения), возможно предотвратить риск необоснованного привлечения к ответственности (что, кстати, актуально не только для бытовых, но и для других заявителей тоже), а также добиться своевременного завершения сторонами всех обязательств по договору.

Нужно также ещё обязательно добавить, что сейчас от заявителей потребуется уделять пристальное внимание не только на соответствие заключаемого договора Правилам технологического присоединения на начальной стадии его заключения. Не меньше его (внимания) нужно будет и в ходе последующего исполнения договорных обязательств (вплоть до полного завершения). Постоянный, неослабный учёт и контроль выполнения всех договорных обязательств и мероприятий должны стать такими же действенными контрмерами заявителей против ужесточения их ответственности.

Поскольку «на кону» у бытовых заявителей стоит вполне реальный риск оказаться привлечёнными к серьёзной финансовой ответственности, то не станет излишеством составление ими чего-то наподобие карты-схемы (лучше в бумажной форме) процесса исполнения договора. Ведь если визуально отобразить всю последовательность процедур, выполняемых при технологическом присоединении, то контролировать выполнение всех взаимных обязательств и мероприятий заявителям станет значительно легче.

Заявителям с техническим образованием, знакомым с графиками Гантта и сетевыми графиками, не составит, полагаю, труда сделать такую карту-схему (особо продвинутые заявители могли бы, конечно, создать и более изощрённые системы учёта и контроля, благо тот же Exel позволяет это сделать вплоть до автоматического контроля времени). Но это уже, как говорится, на любителя. Заявителям же с гуманитарным образованием вполне достаточно и простой табличной формы на бумаге.

Повторяясь ещё раз, отмечу, что иметь сейчас заявителям (и не только бытовым, кстати) карту-схему – это совсем не излишество. В условиях реальной угрозы превратиться вдруг в лицо, виновное в просрочке исполнения договорных обязательств, карта-схема становится настоятельной необходимостью. Она (карта-схема) обеспечит ведение скрупулёзного учёта и контроля исполнения всех договорных обязательств и мероприятий. Причём, как своих, так и контрагента (то есть электросетевой компании). Но контролировать ход исполнения своих обязанностей заявителям следует теперь более внимательно. И при малейшей задержке исполнения своих обязательств по вине электросетевой компании (что очень часто случается) реагировать немедленно. Предъявлять компании письменную претензию (только письменную, о порядке предъявления претензий можно прочитать здесь) с указанием на конкретное нарушение (как правило, бездействие), совершаемое электросетевой компанией. В предъявленной претензии заявителю необходимо особо подчеркнуть, что именно по вине компании заявитель лишается возможности выполнять свои обязательства по договору.

Если же такую претензию своевременно не направить (или же вообще не направить), то затем в суде (куда обратится электросетевая компания с иском о взыскании затрат) заявителю будет сложно доказать отсутствие своей вины в просрочке договора технологического присоединения и переложить её (вину) на саму электросетевую компанию.

Только так, жёстко и взыскательно, оперируя эффективным инструментом – картой–схемой и нужно теперь заявителям держать электросетевые компании «в тонусе», не позволять им расслабляться и требовать своевременного исполнения договорных обязательств. Полагаю, что со мной согласятся все читающие этот материал. По крайней мере, с этим выводом сейчас согласились мои заказчики, которым я в своё время помог подготовить такие карты-схемы и начать с ними работать. Они рассчитывают, что у них получится своевременно подключиться к электрическим сетям и уберечься от финансовых потерь.

Перейти на Главную страницу сайта

Наверх страницы

Похожие записи