Elektro-Help.ru

Правовая помощь в подключении к электросетям

Как получить статус сетевой компании?… Да никак!

3 сентября т.г. пройдет уже 5 месяцев (почти полгода!!!) со дня выхода распоряжения Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 511-р, утвердившего Стратегию развития электросетевого комплекса Российской Федерации, а сюда на сайт и ко мне на почту всё так и продолжают регулярно поступать вопросы «Как получить статус сетевой компании?», «Как стать электросетевой компанией?» и т.д. и т.п.

Как не хотелось «расстраивать» вопрошающих, но ответ на все подобные вопросы только один: НИКАК!!!

Забегая несколько вперед, могу отметить, что больше половины спрашивающих имеют в действительности цель получить всего лишь утвержденный тариф на оказание услуг по передаче электроэнергии. Только вот заблуждаясь, приравнивают получение этого утвержденного тарифа к получению их организациями (и даже гражданами) статуса  электросетевой компании. Ниже я раскрою причину таких заблуждений. Рассчитываю, что это позволит остальным (кому я еще не успел дать лично свои разъяснения) понять, в чем заключается существо их вопроса.

Возвращаясь же к тем, кто намерен создавать электросетевую компанию в настоящем значении этого термина, можно отметить, что это, как правило, уже существующие юридические лица (или группы физических лиц), приобретшие различными (вполне законными) способами действующие электросетевые объекты, участвующие в электроснабжении потребителей. И очень редко это те, кто еще только начал задумываться об этой «плодотворной» идее.  И именно это меньшинство оказывается сейчас в более выигрышном положении.

Выигрывают же они хотя бы потому, что им уже, надеюсь, не придется обращаться ко мне (ну и не только ко мне, конечно) с вопросом «Как уйти от статуса сетевой организации?». А такие вопросы уже начали  ко мне поступать.

Возникновение этого вопроса было объективно предопределено, так как ведение профессиональной электросетевой деятельности чрезвычайно ответственный и затратный процесс. Только непосредственно столкнувшись с тем бременем возложенных законом обязательств, руководители и собственники вновь созданных электросетевых компаний (утратив эйфорию) задумались и поняли, как их (обязательства) трудно выполнять и насколько это убыточно.

Следует отметить, что ранее (достаточно давно) мною довольно подробно разъяснялась (всем, кто когда то обращался за разъяснениями) очень утомительная процедура создания электросетевых компаний, а также последующие организационные и экономические проблемы их текущей деятельности. Что, в общем то, и подтвердила практика. Поступающие вопросы как сейчас освободиться от статуса сетевой организации – наглядное тому свидетельство.

Это также освобождает меня и от излишнего (и совсем здесь неуместного) повторного описания всех трудностей создания и дальнейшего функционирования электросетевой компании. Поэтому я вернусь к основному предмету обсуждения – той самой Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации, с упоминания о которой начал свою публикацию (будем ее далее называть Стратегия). Причем достаточно только детально проанализировать ее (Стратегии) раздел о территориальных сетевых организациях.

Констатируя современное состояние электросетевого комплекса России, Стратегия подчеркивает, что имеющиеся сейчас более 3000 территориальных сетевых организаций (для сравнения – в Германии их около 800) усиливают риски в отношении работы электрической сети и предопределяют неоптимальное распределение ресурсов, связанных с ее эксплуатацией, поддержанием и развитием.

Раскрывая далее, как именно отражается негативное влияние множества территориальных сетевых организаций (и особенно малых), Стратегия предусматривает поэтапное применение мер по разрешению описанной проблемы. На первом этапе (2014 — 2017 годы) планируется уменьшение количества территориальных сетевых организаций по результатам введения критериев отнесения организации к территориальной сетевой организации, а также исключения расходов «моносетей» из расчета «котлового» тарифа. Стратегия предполагает, что в результате этих мероприятий около половины существующих сетевых организаций, формирующих менее 10 процентов совокупной выручки отрасли, не будут соответствовать критериям территориальных сетевых организаций и будут вынуждены уйти с рынка.

Второй этап (в течение 2017 – 2030 годов) включает в себя консолидацию территориальных сетевых организаций, использующую экономические стимулы, связанные с внедрением инструментов сравнительного анализа и усиления требований к качеству и надежности при тарифном регулировании. Результатом консолидации к концу 2-го этапа должно стать сокращение числа территориальных сетевых организаций примерно до современного количества таких организаций в Германии (то есть, до 800).

Естественно, что предстоящие процессы будут очень болезненны и поэтому Стратегия предусматривает разработку процедуры передачи территориальных сетевых организаций, не отвечающих установленным критериям, а также ставшим убыточными вследствие отказа в компенсации неэффективных затрат при  тарифном регулировании, в управление квалифицированным сетевым организациям (путем заключения договоров о порядке использования, приобретения и (или) аренды сетей).

Конечно, всем для кого освещаемый здесь вопрос актуален, не следует ограничиваться прочтением настоящей  статьи. Нужно обязательно самим в полном объеме и тщательно изучить вышеуказанное распоряжение Правительства РФ и утвержденную им Стратегию. Это, несомненно, позволит глубже понять тему и уяснить для себя всю бесперспективность задуманной идеи создать профессиональную электросетевую компанию. В свете предстоящих изменений это становится бессмысленным. Ведь действительно трудно было бы объяснить целесообразность вхождения с большими трудностями в этот рынок для того, чтобы с еще большими трудностями (да еще и с неминуемыми потерями) с него уйти. Тут, как говорится, кто не успел — тот опоздал. Но не всегда это бывает плохо.

Возвращаясь же к той заблуждающейся части спрашивающих, как стать сетевой компанией, отмечу, что причина всеобщего заблуждения заключается в игнорировании понятия территориальной сетевой организации. Никто не придает внимания тому, что указал законодатель в абзаце 29 статьи 3 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ. Именно в данной правовой норме указывается, что территориальная сетевая организация – это коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных законом «Об электроэнергетике» — с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Исходя  из анализа содержания этой правовой нормы следует однозначный вывод, что статус сетевой организации имеют только лишь те коммерческие (подчеркиваю, коммерческие) организации, у которых основная уставная цель — только оказание услуг по передаче электроэнергии. Те же организации, что вынуждены в силу стечения обстоятельств и наличия у них электросетевых объектов, от которых осуществляется электроснабжение третьих лиц, претендовать на этот статус не могут. Для них данная деятельность является побочной. Разработка и утверждение региональными тарифными органами тарифов на услуги по передаче электроэнергии права на его (статуса) присвоение им не дают.

Продолжение темы читать здесь.

 

Наверх страницы

Похожие записи

  • Кто-то ещё хочет получить статус сетевой организации?
  • Кому и что «разъясняет» антимонопольная служба в вопросе отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям?
  • Об исчерпывающем перечне процедур при строительстве объектов электросетевого хозяйства.
  • О новом приказе Минэнерго России и его полезности для бытовых потребителей.
  • Будут ли наказывать электросетевые компании за некачественное электроснабжение? Хотя бы для эксперимента.
  • Можно ли и как наказать электросетевую компанию за самовольное манипулирование границами балансовой принадлежности электрических сетей?
  • Есть ли какой-то толк от антикоррупционной политики в электросетевых компаниях?
  • Могут ли муниципальные электросетевые объекты стать бесхозяйными?
  • Какой ещё криминал находит прокуратура (и не только прокуратура) в энергокомпаниях?
  • Как и чем ответить заявителям на предстоящее ужесточение их ответственности за просрочку исполнения договоров технологического присоединения.